polukrovkarus (polukrovkarus) wrote,
polukrovkarus
polukrovkarus

Межнациональный конфликт на Алтае.

В прошлом посте о радикальных исламистах я вкратце упомянул наш межнациональный конфликт в Республике Алтай. Нет, это не конфликт между русскими и алтайцами, как некоторые могли бы подумать. Между нашими народами пока что(тьфу-тьфу-тьфу) все нормально и особых конфликтов не было(во многом благодаря тому, что русские спасли алтайцев от физического уничтожения со стороны Цинской империи в XVIII веке). Мирное проживание русских и алтайцев идет уже два столетия: почти половина всего алтайского населения приняло православное христианство(спасибо миссионерам, которые вместо силовых методов занимались просветительской работой, собирали информацию о национальной культуре, изучали язык и переводили Библию на алтайский-народ сам к ним пошел).
Речь пойдет о конфликте между алтайцами и казахами на юго-востоке республики в Кош-Агачском районе,где русских почти нет.




Этот район находится на границе с Монголией и Китаем(впрочем от последнего его отделяет почти непреодолимая стена гор "четырёхтысячников" и её там никто не рассматривает всерьёз).




Зато степная и пологая Монголия под боком-сразу за селом Ташанта заканчивается одна из самых красивых дорог мира "Чуйский тракт". Он упирается в пограничный пункт пропуска.





При чем тут Монголия и казахи?-спросите вы. Отвечу. В этом регионе сходятся четыре страны: РФ, Китай, Казахстан и Монголия. На карте все просто. Но на деле почти все приграничные территории перечисленных стран представляют собой национальные автономии: в РФ это Алтай, в Китае это СУАР(Синцзян Уйгурский Автономный Район), в Казахстане это наполовину русская Восточно-Казахстанская область(Усть Каменогорск),а в Монголии это населенный на 93% казахами Баян-Улгийский аймак.

Столь крутой микс народов образовался благодаря бурной истории региона и многочисленным миграциям населения-как внутри стран, так и между ними. С русскими все понятно-они обживали различные части сначала Российской Империи, потом СССР. А вот как казахи оказались в Монголии? Начнем с того что казахи вольно кочевали себе по степи в течении столетий, когда еще никаких административных границ не было. Но потом с востока стал подбираться Китай с многочисленными землевладельцами и обезземелившиеся казахи были вынуждены мигрировать на север. А еще столетие спустя в России жахнула революция, СССР начал наводить свои порядки, укреплять границы и теперь уже с территории Казахской ССР в Монголию хлынули беженцы. Разразившийся голод 30х этому поспособствовал.

В общем, благодаря политическим перетурбациям на территории западной Монголии(которая только в 1921 году обрела независимость) все аймаки(области) оказались почти поголовно заселены казахами. Они и раньше там жили, но после притока беженцев из Китая и СССР их концентрация выросла почти до 100%. Монголам(которые в основном жили восточнее, ближе к Улан Батору) казахи особо не мешали.
Даже несмотря на то, что в Монголии к власти тоже пришли коммунисты, казахов особо не трогали и они жили себе на западе страны, как в "затерянном мире", практически нетронутые цивилизацией(монгольское правительство не особо занималось обустройством отдаленного запада страны-даже сейчас дороги ведущие от запада страны в ее центр представляют собой обычные грунтовки,на мой взгляд это отличная иллюстрация обустроенности данного края).



Жили казахи в основном традиционным скотоводством: выращивали яков("сарлыков"), лошадей, верблюдов. Бедно. Гораздо беднее, чем их соотечественники в СССР. Так все и продолжалось, пока не наступил 1991 год.

Как только СССР рухнул-рухнули и его границы. Из бедной Монголии в более зажиточный Казахстан и РФ(Республику Алтай) рванули тысячи казахов в поисках лучшей жизни. В основном они бежали в Казахстан-на свою историческую родину, тем более правительство Казахстана во главе с Назарбаевым активно приветствовало привлечение в страну "возвращенцев"("оралманов"). Была даже развернута государственная программа по привлечению казахов из-за границы в Казахстан. И все бы шло хорошо, но 90е, падение уровня жизни, неприятие со стороны местного(даже казахского) и русского населения(особенно в Восточно Казахстанской области) людей,которые впервые в жизни видели телевизор и унитаз, не понимали русский и нагло себя вели(даже по казахским меркам) быстро показали что гладко все не пойдет. Но это было еще пол-беды. Практически нетронутые монгольской властью казахи-переселенцы были куда более радикальными мусульманами, нежели их соотечественники прожившие больше 70 лет при советской власти. На фоне полыхнувшей в Таджикистане гражданской войны, установления власти талибов в Афганистане, войне в Чечне, Назарбаев начал серьёзно беспокоится по поводу религиозной составляющей в стране, а также о национальном вопросе. "Казахизация" и притеснение русского населения были в значительной степени свернуты(в дальнейшем были запущены вновь, но в куда более мягкой форме),а "возвращенцев" стали хоть как то фильтровать.

В общем, в середине 90х на фоне общего 3,14здеца уже в Казахстане, а также мер Назарбаева по фильтрации и выдворению из страны особенно агрессивных радикалов, множество монгольских казахов двинулось обратно. Многие вернулись в Монголию, но особо хитрожопые свернули на север-в Россию,на Алтай, где в приграничном с Монголией, Кош-Агачском районе проживала немногочисленная казахская община.
Если вы посмотрите на карту, то увидите, что ближайший к Казахстану район Республики Алтай это юго-западный(Усть-Коксинский). Но там казахов почти нет потому что даже на приграничной территории Казахстана в том районе живут в основном русские. Даже сейчас.



Зато юго-восточная часть республики(Кош-Агачский район), которая граничит с Монголией сейчас заселена казахами. Как это произошло?

В небольшом количестве казахи жили даже там(в юго-восточную часть Алтая на пару десятков километров "вклинивается" степь и несколько казахских семей там кочевали и обживались). Никто никому не мешал. Время от времени эти казахи приезжали в районный центр(село Кош-Агач) и торговали мясом, молоком, шерстью, шкурами, в общем всем тем, что умели добывать. Со временем советская власть разрешила им перемещаться за границу и обратно-в населенную казахами западную Монголию, где они перекупали у своих соплеменников скот и гнали его обратно через границу на Алтай, где получали за него куда более высокие деньги. Вместе со скотом границу часто переходили и пастухи("чабаны") и советские пограничники на это закрывали глаза. Таким образом, уже к 80м годам на территории Кош-Агачского района появились первые казахские аулы-населенные пункты в которых жили только казахи. В первую очередь это была приграничная Ташанта и Жан-Аул. В ходе Перестройки и появившихся религиозных свобод в этих аулах открылись мечети.

Таким образом, к моменту развала СССР на территории юго западной части Республики Алтай появилось казахское население. Из-за клановости казахи стали переселяться на Алтай семьями,массово. Царивший во всей РФ хаос и коррупция позволяли казахам за бесценок скупать бывшие колхозные земли, перемещать через границу что и кого угодно.

Столкновения с коренным алтайским населением начались сразу же. На начальном этапе они были скорее на бытовой почве(захваты земель,воровство скота). Дело усугублялось резко выросшим алкоголизмом среди алтайского населения(в то время как казахи-мусульмане спиртное не пили,держались друг за друга и поднимались на торговле через границу).

В итоге дошло до того, что к середине нулевых весь юго-восток Алтая(Кош-Агачский район) оказался наполовину заселен казахами из Монголии. Вместе с ними проникли исламские экстремисты(часть из которых воевало в Чечне,Афганистане,Таджикистане). В то время как некоторые алтайцы не могли за неделю заработать 50 рублей(!), казахи ворочали миллионами на торговле через границу и строили добротные особнячки.

Основные посты в районной администрации также заняли, в основном, казахи. В 2000-м главой Кош-Агачского района был избран казах Ауельхан Джаткамбаев. Алтайцы оказались ущемлены в правах быть избранными и представленными в органах государственной власти. На бытовой почве стали возникать конфликты со смертельным исходом. Дискриминации подвергались не только алтайцы, но и малочисленное русское население района(в основном государственные работники: секретари,учителя,специалисты, которых казахи стали вытеснять со своих постов). Недовольство алтайцев постепенно росло. И в 2007 году случилось первое вооруженное столкновение. В ходе обычной школьной драки забили до полусмерти алтайского школьника, в результате чего родственники избитого, нагрянули на место драки. Неизвестно кто открыл огонь первым, к обеим сторонам вскоре присоединились люди с ружьями, а милиция просто не успела вовремя принять меры. В итоге, на протяжении нескольких часов в Кош-Агаче звучали выстрелы, по всему поселку шли драки и перестрелки между алтайцами(с примкнувшим к ним русским населением) и казахами. Ситуацию удалось разрешить только оперативно переброшенным в село пограничникам(благо граница рядом) и ОМОНу из Горно-Алтайска(переброшенному вертолетом). У обеих сторон изъяли ружья, границу перекрыли, а на въезде в район с севера установили блокпост в селе Акташ. ФСБ провело рейды и чистки среди местных элит, вскрылись шокирующие факты дискриминации коренного населения у себя на родине. Казахи заметно попритихли. Говорят, что в одну ночь все мужское население казахских аулов быстренько свалило через границу и отсиживалось там пока все не улеглось. После случившегося районом несколько лет правил этнический алтаец Ефимов, но в 2012 казахи снова осмелели и стали перетягивать одеяло на себя. К власти снова пришел Ауельхан Джаткамбаев. Дискриминация и раскол никуда не делись. Недовольство алтайского населения из других районов республики тоже росло. Особенно "радовало" нас, стремление казахов отделиться и войти в состав Казахстана, многочисленные письма от их лица Назабаеву о "притеснении казахского языка" и тому подобная чушь. В 2012 году вспыхнул новый конфликт. Начался он снова с пустяка: по Кош-Агачскому району с гастролями ездила алтайская национальная музыкальная группа. В казахских аулах на нее демонстративно никто не пришел. В соцсетях казахи этим бравировали, а также сыпали оскорблениями в адрес алтайцев и русских. Ну а чуть позже, возвращавшиеся с Хаджа казахи спилили на перевале Чике-Таман алтайское священное дерево с ленточками, и православный крест. Также разрушили тагыл.

Реакция была незамедлительной. Причем как от алтайцев, так и от русских из северных районов республики. Исламисты в последний момент поняли какое осиное гнездо они разворошили и сдались полиции, что спасло их в конечном итоге.
Колонна автомобилей с русскими националистами и алтайцами въехала в район в объезд армейского блокпоста и направилась к казахским аулам. Из окон торчали имперки и алтайские флаги. В Кош-Агаче местная полиция оцепила весь поселок не пустив колонну, полицейские патрулировали улицы с оружием, но несколько камней по местной мечети таки прилетело.
В Жана-Ауле и Тобелере ситуация оказалась куда менее контролируемой. Безуспешно попытавшиеся въехать в Кош-Агач колонны машин свернули к казахским аулам в которых полиции почти не было.В последний момент пограничникам удалось перекрыть въезд в Ташанту. Остальные казахские аулы оказались беззащитны.
Ночью колонны машин с алтайцами и русскими националистами въехали в Жан-Аул. Первым делом машины направились к мечети, которая незамедлительно была закидана камнями и бутылками с горючей смесью. Следом камни полетели в дома казахов. Лишь оперативно переброшенный вертолетами ОМОН и пограничники смогли оттеснить толпу от жилой застройки(правда еще неделю алтайцы и русские демонстративно врубали громкую музыку и играли в футбол около выгоревшей мечети). В Тобелере все было более мирно, но только за счет немногочисленности колонны.

Естественно власти немедленно ввели информационную блокаду и преуменьшили масштабы конфликта, дабы предотвратить его разрастание. В районе были усилены пограничные части, а новопостроенное здание местной полиции обнесли бетонными укреплениями по периметру, из-за чего оно оказалось больше похоже на крепость, чем на обычный участок.

Несмотря на сильную обеспокоенность Курултая(правительство Республики Алтай),центральные власти из Москвы стремились не вмешиваться в данный конфликт после разрешения его очередной острой фазы. У власти остался все тот же Джаткамбаев, и лишь в 2016 году, когда российские войска стали воевать против ИГИЛ и других исламистов в Сирии, после того как в очередной раз поступила информация о проникновении на Алтай очередной группы вербовщиков ИГ, после того как еще несколько семей из Кош-Агача уехали "воевать" в Сирию и Ирак, в Москве и Новосибирске зачесались и стали принимать меры.
Был арестован покрывающий вышеописанный беспредел Джаткамбаев.






Его сынок немедленно заголосил о "притеснениях" и по "Радио Свобода" попросил президента Казахстана вмешаться в происходящее. Также он заявил о "митинге", который "был разогнан силами ФСБ"(кстати вполне допускаю,ибо влияние у сынка Джаткамбаева в районе среди казахов сильное). Также чистка была проведена в мечетях.



Были арестованы "Таблиговцы" из числа мулл,проведена чистка среди местной полиции. Многих "интересных личностей" из числа трансграничных торговцев выпнули с режимной территории. А на ведущих в район перевалах стали проводить учения на случай их блокирования "незаконными вооруженными формированиями".







Помогут ли данные меры обеспечить мир в этой части республики? На короткое время да. Гнойник вскрыт, но его надо продезинфицировать, иначе он воспалится и наполнится вновь. Если казахское население будет и дальше получать доходы от монополизированной ими трансграничной торговли - не сравняется средний доход получаемый алтайцами и казахами, а значит пропасть между этническими группами сохранится. Следовательно, необходимо повысить эффективность местной таможенной службы, представители которой часто занимаются далеко не тем, чем надо, а приезжают в район просто чтобы поохотиться на краснокнижных животных.
Tags: Война, Казахстан, антитеррор, политическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments